Меню
16+

Официальный сайт муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края

17.11.2016 19:55 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Значение художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников

Источник: Ивановская бибилиотека

«Пусть течёт всё свободно, без применения насилия» Я.А.Коменский.

По утверждениям Я.А.Коменского, природа развивается по определённым законам, а человек – это часть природы, следовательно, в своём развитии человек подчиняется общим закономерностям природы.

Природа – это удивительный мир, воспитательное воздействие которого на духовное развитие дошкольника, трудно переоценить. Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» — формирование духовно – нравственной личности. Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Необходимо, с дошкольного возраста закладывать представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Поэтому, очень важно, научить ребёнка беречь природу, чтобы он с самого раннего возраста понял, насколько ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни. Здоровые дети – это благополучие и устойчивое развитие нашей страны в будущем.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы, нависла над человечеством.

В моём понятии, актуальность данной проблемы заключается в том, что только экологическая культура людей нашей планеты, может вывести её из катастрофического состояния.

В соответствии с ФГОС процессы воспитания и обучения не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они имеют деятельные формы и обладают соответствующим содержанием.

В своей работе по экологическому развитию и воспитанию детей применяю разнообразные методы и приёмы.

Перечислю наиболее интересные:

- широкое применение ИКТ;

- организация кружковой работы по экспериментированию «Эрудит»;

- экологические экскурсии;

- экологические викторины и конкурсы;

- экологические игры;

- экологические выставки;

- неделя доброты;

- конкурс чтецов;

- совместные мероприятия детей и родителей;

- просмотр авторских презентаций: «Мира не узнаешь, не зная края своего», «Растительный и животный мир нашего края», «Красная книга нашего края»;

- чтение экологических сказок;

- широкое использование художественной литературы о природе, о животных.

Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе.

Вы, наверное, обратили внимание на то, что наши поэты, писатели очень интересно, живо, нежно описывают и муху, и комара, и паучка. И это правильно! Если с ранних лет малыша окружают добро и ласка, то у него возникает желание беречь и любоваться всем живым. А в дальнейшем, произойдёт перенос такого поведения на взаимоотношения с людьми, которые будут окружать ребёнка.

Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки.

Необходимо использовать литературу, рекомендованную программой детского сада: произведения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.Н. Фета, Н.А. Некрасова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М.М.Пришвина, В.В.Бианки, и другие. После чтения произведений организовывала беседы, задавала вопросы, разыгрывали сценки, лепили, рисовали, делали коллажи, придумывали продолжение; сочиняли сказки, стихи, рассказы, создавали свои книги. Хорошо, когда в глазах детей появлялось сочувствие, сопереживание, радость, восторг и очень важно донести до детей смысл произведения.

Хорошая книга — лучший друг. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребёнку. Наша с вами задача приобщать детей к детской литературе и детскому чтению и сделать их грамотными читателями.

Благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас. Но самое главное, на основе чтения формируется внутренний мир ребёнка, так как художественная литература влияет на нравственное развитие ребёнка. Она знакомит его с такими проявлениями человеческой натуры, как дружба, ненависть, предательство, обман, трусость, благородство, готовит ребёнка к реальной жизни. Чтение было и остаётся основным средством приобщения ребёнка к культуре, поэтому для нас важно развивать в нём любовь и интересы к чтению.

Знакомство ребёнка с миром природы начинается задолго до того, как он начнёт говорить и начнёт ходить. Мир природы волнует его, будит интересы, фантазию. В дошкольном возрасте у ребёнка бурно развивается воображение, которое, ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Мы нередко забываем о том, что самое приятное, полезное и доступное удовольствие для ребёнка — это когда ему читают вслух интересные книги. Ещё великий А.С.Пушкин говорил: «Чтение — вот лучшее учение». А начало этому закладывается в семье. Впечатления детских лет — самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни человека.

Желательно приучать детей интересоваться энциклопедией, самостоятельно рассматривать фотографии и рисунки, а также побуждать задавать вопросы.

На своём опыте убедилась, что очень интересно и удобно работать по тематическому планированию. Каждую неделю — новая тема. Дети рисуют, лепят, читают, обсуждают, заучивают, исследуют и всё по заявленной теме. В нашей группе заведены «Дневники читателей» — простые альбомы, в которых дети зарисовывают понравившиеся сюжеты из прочитанных произведений. Этим они выражают свое отношение, понимание смысла художественного произведения, формируя эстетическое отношение к окружающей действительности. В конце года дети сами смогли подсчитать количество «прочитанных» произведений по рисункам в дневнике.

Но, сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребёнка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.

Поэтому прививать любовь к родной природе необходимо используя комплексный подход: чтение, анализ, применение на практике, выполнение заданий с родителями в качестве закрепления материала.

Приобщая ребёнка к литературе, необходимо рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды. Общение ребёнка с художественным текстом должно быть ежедневным. Читать могут не только родители, но и старшие дети, бабушки и дедушки.

Совместное чтение — это прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить возникшие проблемы.

При этом взрослые должны умело подбирать литературу для чтения. Много интересного о поведении птиц в книгах Г. Скребицкого , Е.Чарушина, Н.Сладкова. Об интересных повадках насекомых рассказывают книги В.Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», Н.Розанова «Муравей Красная Точка», «Подземный путешественник». Познакомившись с книгой Ф. Льва «Для чего деревьям листья?», дети узнают о строении листа и его назначении. Научит ориентироваться в многообразии мира растений книга А.Огнева «На лесной поляне».

Уже в дошкольном детстве ребёнок чутко реагирует на поэтическое слово. Художественное слово усиливает впечатление от непосредственных наблюдений, оно развивает воображение и усиливает мыслительную деятельность.

Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине.

Неправильные поступки детей в природе часто связаны с отсутствием достаточного количества знаний у детей. Чем же семья можем помочь детям?

Хорошо бы создать дома библиотечку книг о природе. Для рассматривания можно использовать книги, иллюстрации которых доступны и понятны детям, а также картины разных художников, посвящённые природе.

В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающей его природе, единства с нею, осознание необходимости оберегать её. В детстве эти умения формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков взаимодействия с природой.

Привитие любви к природе через ознакомление с художественной литературой.

Экологическое воспитание — это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём живёт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.

Задача взрослых — помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всё это он может увидеть в природе, и всё это для него впервые, всё удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь.

Никогда в своей работе по ознакомлении детей с природой, воспитании любви к ней, воспитатель не обходится без художественной литературы, которая способствует обогащению, развитию речи, формированию умения образно мыслить, воспроизводить свои впечатления, развивает интерес к природе. Через художественную литературу дети учатся любить природу, видеть в ней прекрасное, глубже и тоньше чувствовать ее красоту. Прослушав стихотворение, рассказ, проникшись его теплом, дети начинают внимательнее присматриваться к растениям, ко всему, что живет вокруг них.

Дети охотно воспринимают от взрослых не только справочную информацию об окружающем мире, но и сказки, легенды, песни, стихи о природе. Вот почему почти в каждом детском саду по крупицам собирают этот материал.

В художественной литературе о природе сочиняются научное содержание и художественное слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней: с другой учит выделять закономерности природных явлений. Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их. Ребёнок начинает понимать, что нужно всему живому, возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы экологического сознания, т.е. понимания связей и отношений, существующих в природе и необходимости охранять её.

Общие принципы отбора произведений, традиционно сложившиеся в дошкольной педагогике следующие:

  • • Доступность произведений детскому пониманию. Взрослому нужно помнить о том, что недостаточно прочитать ребенку ту или иную книгу. Важно побеседовать о прочитанном, чтобы помочь ему «прожить» услышанное, выразить свое отношение, уяснить значение новых слов и понятий. Еще К. Д. Ушинский говорил о том, что произведение может воздействовать на чувства ребенка, только когда понятно им.
  • • Реалистичность. В данном случае важны не сказки или басни о животных, где они действуют как люди (пекут блины, читают газеты, играют на музыкальных инструментах, а стихи, сказки и рассказы, описывающие реальную жизнь животных в природе, их внешний вид, повадки, жилища и пр.
  • • Привлекательность для детей. По возможности следует подбирать произведения, имеющие интересный сюжет, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребенка.

Не нужно читать дошкольникам, особенно младшим, объемные книги с подробными описаниями природы. Малышам 3-4 лет будут более интересны небольшие стихи, загадки, потешки, описательные загадки, короткие сказки и истории. Дети 5-6 лет с увлечением отгадывают сложные метафорические загадки, запоминают пословицы и поговорки, слушают большие рассказы. Можно прерывать чтение вопросами, краткими уточнениями или, ставя каждый раз «логическую точку», читать книгу в течение нескольких дней.

В любом случае главное – умение взрослого преподнести ребенку произведение: выразительность исполнения, выбор темпа, длительность пауз. Монотонное и невыразительное чтение в данном случае абсолютно невозможно. Рекомендуется сочетать чтение художественных произведений не только с беседами, но и с играми и наблюдениями на прогулках, экскурсиями, посильным трудом в природе. Так, во время прогулок во дворе можно прочитать стихи о погодных явлениях (солнце, дожде, снеге, в зоопарке – стихи и загадки о зверях, на даче и в лесу – о растениях, грибах, насекомых и птицах. При работе на занятиях необходимо предлагать детям разнообразные задания: рассказать о том, что шепчет дерево, каким они видят лето зиму, и т.д. Девочки и мальчики фантазируют, составляют небольшие рассказы, не похожие на рассказы товарищей. Это способствует развитию мыслительных процессов, монологической речи, коммуникабельности.

Повседневная жизнь в детском саду очень значима для экологического воспитания, в ней осуществляются различные мероприятия – уход и наблюдения за обитателями уголка природы, прогулка, подкормка птиц. Праздники, досуги, акции и просто свободное общение воспитателя с детьми. Во всех мероприятиях имеет место словесный метод экологического воспитания, художественное слово. Речь воспитателя постоянно находится в поле зрения детей и является основным источником, из которого они получают образец родного языка, культурной речи. Речь воспитателя – это профессиональная речь педагога. Поэтому она должна обладать многими специальными качествами. Она должна быть эмоционально насыщенной. Богатой интонациями, умеренно громкой и неторопливой – замедленную речь дети легче воспринимают. Лучше усваивают ее содержание. И конечно, речь должна состоять из коротких, правильно построенных фраз, с четким произнесением слов, звуков, включать правильные грамматические конструкции.

Отбирая произведения для детей, я опираюсь на народное творчество, классику и современное искусство. Каждый народ веками отбирает, шлифует формы, краски, орнаменты на игрушках, мелодии и ритмы песен, движения танцев, меткость и образность языка словесного фольклора. Все это впитывается ребенком с самого раннего детства и становится его достоянием.

Классика выступает как своеобразный эталон, по которому равняются мастера искусств многих наших поколений. Можно воспринять как чудо, что произведения искусства, созданные много десятков лет тому назад в совершенно иных социальных условиях, продолжают так волновать и радовать маленьких слушателей и зрителей.

Развивая лучшие традиции прошлого, мастера искусств создают и современное искусство. Отвечая на запросы общества, изучая жизнь ребенка и его интересы, они пишут произведения на актуальную тему.

Что касается литературы для чтения, то это рассказы самой разнообразной тематики. Многие из них помогают детям проникнуться чувством любви и уважения к природе. К ним относятся произведения русских классиков А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Некрасова, и советских поэтов и писателей В. Маяковского, С. Маршака, С. Михалкова, М. Пришвина и многих других.

Особое место занимают стихи для заучивания наизусть. Они обогащают эстетические переживания детей, в них подмечены такие детали, созданы такие образы, мимо которых дети в жизни могли бы пройти. И вот они чувствуют прелесть пушкинских строк «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало», узнают, как хорошо рассказал С. Есенин о белой березе. Оказывается, она «принакрылась снегом, точно серебром».

Образность и точность поэтического выражения сильно воздействуют на детей. Они очень хорошо чувствуют и меткость пословиц, и занимательность загадок. В их опыте накапливаются богатые впечатления. Всем хорошо известно, что услышанная в дошкольном детстве сказка, выученные стихи запоминаются на долгие годы, порой на всю жизнь.

Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Проблемы экологического воспитания волнуют многих. Дошкольный возраст — важнейший этап в мир, тем больше знаний, навыков и умений они получат.

Природа — это чудо, великолепие. Она научит детей образному мышлению, наблюдательности, разовьет внимание, творчество, умение быть добрыми и ласковыми. Маленькие дети способны видеть, понимать и чувствовать природу, а мы — взрослые должны только помочь ребенку.

В детском саду во всех группах ведется углубленная работа по экологическому воспитанию, используются разные сферы деятельности детей: наблюдение, изобразительная деятельность, фольклор, музыка. "Самое прекрасное, что мы можем испытать — это ощущение тайны". (Альберт Энштейн)

Главная задача экологического воспитания в детском саду — научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Я попробовала в своей группе использовать художественную литературу и наблюдения для экологического воспитания детей.

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительно остается речь воспитателя и иллюстрации книги. Поэтому прежде всего подбирала книги с яркими иллюстрациями, где бы можно было почувствовать красоту, дать элементарные знания о природе, воспитать бережное отношение к ней. Я сама очень люблю поэзию. И поэтому прежде, чем учить с детьми стихотворение Сергея Есенина "Белая береза", мы несколько раз на прогулке подходили к березке, рассматривали ее, сравнивали несколько берез и видели, что нет ни одной одинаковой белоствольной красавицы — все они разные. Каждая березка по своему прекрасна. И вот однажды, идя на работу, я увидела белую бахрому на веточках березы и на прогулке прочитала детям стихотворение. Слушали все молча. А потом стали рассказывать, что такая бахрома бывает в морозный день, что это маленькие льдинки — иней. В нашем парке много берез и все они такие красивые, как будто в сказке. Объяснила детям, что не нужно стряхивать бахрому, т.к. можно сломать веточку, предложила присыпать ствол березки снегом, чтобы ей было теплее, ведь летом она нам подарит прохладу, а листочки соберут пыль в воздухе, и обогатят воздух кислородом (процесс фотосинтеза). Пообещала детям весной дать понюхать почки березки и рассмотреть первые клейкие листочки. Дети легко выучили стихотворение и читают его с любовью.

Стихотворение А.С. Пушкина "Зимний вечер" в первый раз прочитала детям, когда они стояли у окна (вечером). Они сравнивали слова в стихотворении с реальной жизнью. Они увидели зимний вечер, сердцем почувствовали с какой трогательной нежностью и заботой поэт обращается к старушке няне. Подобрала несколько иллюстраций с зимним вечером, рассматривали их с детьми. Вспомнили, что после метели мы наблюдали на участке высокие белоснежные сугробы. Но каким бы белым снег ни был, все равно, если его нагреть, он растает (доказали наблюдения) и получится грязная вода, потому что снег, падая, собирает в воздухе всю пыль.

А вот другое стихотворение А.С.Пушкина "Зимнее утро" — полная противоположность первому. Созвучие красок, прекрасных слов, как будто манит человека на простор. Попробовала подобрать детям иллюстрации, но почувствовала, что этого мало. И вот однажды выдался ясный морозный день, и в этот день я прочитала детям все стихотворение. Больше всего запомнилось детям голубое небо и яркое солнце, блестящий снег на сугробах. Знакомя детей с любым произведением, стараюсь показать не только красочность, но предлагаю подумать, как же сохранить такую красоту, чем мы можем помочь взрослым, и дети наперебой говорят о том, как они подвязывали к деревцу ветку, как помогали жучку выбраться с дороги на травку, как спасали воробья от кошки, прогнав ее.

Осенью побывали с детьми в парке, полюбовались его красотой. А потом предложила детям отправиться на прогулку в воображаемый осенний лес при помощи волшебных слов:

Раз, два, три, ветка клена, помоги

Оказаться нам в лесу,

Где раскрасила листву

В цвет багряный, золотой

Осень с желтою косой!

И вот дети в "сказочном лесу". Они описывают деревья с пожелтевшими листьями на ветках, пожелтевшую траву и т.д. Предлагаю детям подумать, почему листва кажется на солнце золотой. И оказывается — это солнечный лучик пробился сквозь ветки деревьев и будто дарит им свое золото тепло, отчего она становится золотой. И тут же прочитала детям стихотворение Ф.Тютчева "Осень".

Есть в осени первоначальной

короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера ...

И дети с желанием выучили это стихотворение. А я детям рассказала, что в природе все живое, и у каждого растения, камня, животного есть свои истории жизни и свои тайны. Человек — это частица окружающего мира. Он должен научиться прислушиваться к природе, любить ее, и только тогда и цветы на лугах, и деревья, и птицы, и животные будут раскрывать человеку свои тайны. А чтобы научиться любить природу, надо много наблюдать. Предложила детям задумать желание, связанное с природой. Трудно, но интересно. Дети желали много: жить в лесу, разговаривать с цветами, понимать язык птиц, насекомых. А я в конце сказала, что у меня есть желание. И прочитала детям стихотворение Т.Собакина "Желание".

Мне хочется в поле пожить

Красивой ромашкой

И хочется крепко дружить

Со слабой букашкой.

И чтобы друзей не менять,

Услышав мычание.

И чтобы корова меня

Не съела нечаянно.

Дети смеялись, от души и пробовали повторить это желание. Несколько раз летом наблюдали с детьми за радугой. Дети усвоили ее основные цвета. А чтобы продлить интерес детей к этому феномену явления, я предложила детям представить себе на минуту, что вдруг мир, окружающий нас, потерял свое разноцветье и окрасился в серый скучный цвет. Какое бы тогда было у всех настроение? (грустное, унылое). Я пригласила детей в царство Цвета, но чтобы туда попасть, надо перечислить все цвета радуги и произнести слова:

Царица радуга, впусти

Нас в свой волшебный мир,

Свои лучи нам подари,

О них нам расскажи!

И как бы попали с детьми в воображаемый дворец, где живет царица Радуга. Обратила внимание детей на то, что все радужные дуги имеют форму полукруга и не одинаковую длину. Что радугу в древности называли — мостом между небом и землей. Предложила детям расположиться поудобнее и прочитала им сказку "Человек — радуга". А у детей еще надолго сохранился интерес к "необычной радуге".

Таким образом, художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

446