Меню
16+

Официальный сайт муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края

27.12.2017 07:06 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Обзор изменения законодательства

Источник: Прокуратура

В каком порядке и с какими документами застройщика вправе ознакомиться участник долевого строительства?

Отношения между участниками долевого строительства и застройщиком многоквартирного дома урегулированы Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту — Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ).

В каком порядке и с какими документами застройщика вправе ознакомиться участник долевого строительства?

Отношения между участниками долевого строительства и застройщиком многоквартирного дома урегулированы Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ).

Статьей 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ регламентирована обязанность застройщика, привлекающего денежные средства участников долевого строительства, обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности посредством создания и ведения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сайта.

Наряду с изложенным, ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ на застройщика возлагается обязанность по требованию участника долевого строительства застройщик представить для ознакомления:

1) разрешение на строительство;

2) технико-экономическое обоснование проекта строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости;

3) заключение экспертизы проектной документации, если проведение такой экспертизы установлено федеральным законом;

4) проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения;

5) документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок.

Из буквального толкования указанных положений следует, что застройщик обязан обеспечить участнику долевого строительства реальную возможность ознакомиться с указанной документацией, а не ограничиться сообщением о месте нахождения офиса, или времени, в течение которого участник долевого строительства может ознакомиться по предварительному согласованию.

 

Введена новая разновидность визы на въезд в Россию

Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым 20 ноября 2017 года подписано распоряжение №1400, согласно которому вводится новая разновидность обыкновенной визы – виза на въезд в Россию в целях получения разрешения на временное проживание в России. Эта виза будет выдаваться иностранному гражданину на срок до четырёх месяцев дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации при наличии решения территориального органа МВД России о выдаче этому иностранному гражданину разрешения на временное проживание в России.

Федеральным законом от 7 июня 2017 года №111-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», которыми установлено, что иностранному гражданину или лицу без гражданства (далее – иностранный гражданин) при наличии решения территориального органа МВД России о выдаче разрешения на временное проживание в России выдаётся обыкновенная виза на въезд в Россию в целях получения разрешения на временное проживание в России. Виза временно проживающего лица выдаётся иностранному гражданину территориальным органом МВД России при выдаче ему разрешения на временное проживание в России на срок действия такого разрешения.

В связи с этим подписанным постановлением внесены изменения в Положение об установлении формы визы, порядка и условий её оформления и выдачи, продления срока её действия, восстановления её в случае утраты, а также порядка аннулирования визы (утверждено постановлением Правительства от 9 июня 2003 года №335). Категория «обыкновенная виза» дополнена новой разновидностью – обыкновенная виза на въезд в Россию в целях получения разрешения на временное проживание в России.

Обыкновенная виза на въезд в Россию в целях получения разрешения на временное проживание в России будет выдаваться иностранному гражданину на срок до четырёх месяцев дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации при наличии решения территориального органа МВД России о выдаче этому иностранному гражданину разрешения на временное проживание в России. Такая виза на въезд может быть только однократной.

Кроме того, соответствующие изменения внесены в положение, касающееся визы временно проживающего лица. Установлено, что такая виза может быть только многократной.

 

 

Утверждён перечень услуг в сфере здравоохранения, предоставление которых гражданам осуществляется в электронной форме

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 года №2521-р утверждён перечень услуг в сфере здравоохранения, возможность предоставления которых гражданам в электронной форме посредством единого портала государственных и муниципальных услуг обеспечивает единая государственная информационная система в сфере здравоохранения.

В соответствии с приоритетным проектом «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий» (паспорт проекта утверждён на заседании президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 25 октября 2016 года) актуализирован раздел «Здравоохранение» перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание или муниципальное задание, подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме (утверждён распоряжением Правительства от 25 апреля 2011 года №729-р).

Федеральным законом от 29 июля 2017 года №242-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которыми, в частности, предусмотрено создание единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее – ЕГИСЗ) в целях обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме. Перечень таких услуг утверждается Правительством России.

Подписанным распоряжением утверждён такой перечень.

В перечень, в частности, включены услуги по записи на приём к врачу, приёму заявок на вызов врача на дом, предоставлению сведений о прикреплении к медицинской организации, записи для прохождения диспансеризации, предоставлению содержащихся в электронной медицинской карте сведений об оказанной медицинской помощи, предоставлению сведений о полисе обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организации, предоставлению доступа к электронным медицинским документам, предоставлению застрахованному лицу информации о перечне оказанных ему медицинских услуг и их стоимости.

Принятое решение позволит обеспечить возможность взаимодействия органов и организаций, оказывающих услуги в сфере здравоохранения через единый портал государственных и муниципальных услуг посредством единой инфраструктуры – ЕГИСЗ.

 

Уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма

Уголовный кодекс РФ одним из преступлений против общественной безопасности выделяет самостоятельный состав - заведомо ложное сообщение об акте терроризм.

В соответствии со ст. 20 УК РФ уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма по ст. 207 УК РФ подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста.

Согласно диспозиции части 1 статьи 207 УК РФ ответственность предусмотрена за заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.

За указанные противоправные действия предусмотрены наказания в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Одновременно с этим частью 2 статьи 207 УК РФ за указанные деяния, повлекшие причинение крупного ущерба, сумма которого превышает 1 миллион рублей, либо наступление в результате совершенных действий иных тяжких последствий, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

При этом кроме уголовного наказания суд вправе по заявлению потерпевших обязать виновных лиц уплатить материальный и моральный ущерб, причиненный преступлением. С учетом возможных эвакуационных мероприятий, дезорганизации работы предприятий и учреждений, объектов транспорта сумма ущерба может быть весьма значительной.

 

Внесены изменения в закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Федеральный закон принят Государственной Думой 18 октября 2017 года и одобрен Советом Федерации 25 октября 2017 года.

Таким образом, Федеральным законом вносятся отдельные изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», касающиеся взаимодействия уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – регистрирующий орган), с заявителями, многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и нотариусами.

Уточняются положения, касающиеся порядка представления документов при государственной регистрации, в частности направляемых в форме электронных документов, направления регистрирующим органом документов, связанных с государственной регистрацией, а также решений о приостановлении государственной регистрации и об отказе в государственной регистрации. В соответствии с Федеральным законом порядок взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов, необходимых для государственной регистрации, в форме электронных документов, а также требования к формированию таких электронных документов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

Внесены изменения в закон о защите прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля

Подписан Федеральный закон «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части исключения запрета проверки требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, по отдельным вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».

Федеральный закон принят Государственной Думой 11 октября 2017 года и одобрен Советом Федерации 25 октября 2017 года.

Согласно Федеральному закону до 1 июля 2022 года сохраняются полномочия органов федерального государственного надзора по проверке выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, регулирующими отдельные сферы трудовых отношений.

Предусмотренное Федеральным законом изменение направлено на обеспечение защиты трудовых и иных непосредственно связанных с ними прав граждан, правовое регулирование которых в значительной степени продолжает осуществляться не противоречащими законодательству Российской Федерации нормативными актами СССР и РСФСР.

 

Уголовная ответственность за фальсификацию итогов голосования

Статья 142.1 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за фальсификацию итогов голосования во время выборов или референдума.

К ответственности могут быть привлечены члены избирательной комиссии или члены комиссии референдума за следующие действия: включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании; фальсификация подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума; замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума; порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума; незаконное уничтожение бюллетеней; заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума; подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования; заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования; незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения; заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума.

За представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума либо заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц, – привлечению к ответственности подлежат соответствующие служащие органов государственной власти, органов местного самоуправления и Вооруженных Сил РФ, определенные законодательством о выборах и референдуме.

Все указанные действия влекут уголовную ответственность при наличии прямого умысла на совершение преступления.

Максимальное наказание за совершение данного преступления – лишение свободы на срок до четырех лет. 

 

Внесены изменения в законодательство о выборах Президента Российской Федерации

1 июня 2017 внесены изменения в  Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».

Изменения коснулись оборудования  помещений для голосования. Так, в помещениях для голосования могут применяться средства видеонаблюдения и трансляции изображения, за исключением помещений для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в больницах и других медицинских организациях, которые имеют стационарные отделения, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, других местах временного пребывания, воинских частях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации. Порядок применения в помещениях для голосования средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляции изображения в сети «Интернет», а также хранения соответствующих видеозаписей устанавливается ЦИК России.

Согласно внесенным изменениям, голосование по открепительным удостоверениям на выборах Президента РФ исключается. Избиратель, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения. Срок подачи заявления устанавливается ЦИК России в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Заявление может быть подано избирателем только лично по предъявлении паспорта (в период замены паспорта - временного удостоверения личности). Заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Избиратель, подавший заявление, исключается из списка избирателей по месту своего жительства. Избиратель, подавший заявление, может быть включен в список избирателей по месту своего нахождения только на одном избирательном участке. Избиратель, подавший заявление и явившийся в день голосования на избирательный участок по месту своего жительства, может быть включен в список избирателей только по решению участковой избирательной комиссии и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке по месту своего нахождения, указанному в заявлении. В случае включения избирателя в список избирателей по месту жительства он утрачивает право быть включенным в список избирателей по месту нахождения. Информация о подаче заявления избирателем, в том числе об избирательном участке, на котором избиратель, подавший заявление, должен быть в соответствии с порядком включен в список избирателей, обрабатывается и доводится до сведения соответствующих территориальных и участковых избирательных комиссий, в том числе с использованием ГАС «Выборы» Информация о числе избирателей, подавших заявления, отдельно по каждому избирательному участку размещается в сети «Интернет».

Кроме того, наблюдатель, в числе прочего, вправе знакомиться со сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

Также внесены многочисленные изменения юридико-технического характера, призванные обеспечить единообразие положений и формулировок Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» и Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 

Внесены изменения в статью 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"

Порядок присвоения воинских званий установлен в статье 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", пунктом 6 которой предусмотрен особый порядок присвоения воинских званий гражданам, проходящим (проходившим) службу в правоохранительных органах и имеющих специальные звания.

Органы прокуратуры РФ и СК России в данной норме упомянуты не были, что являлось препятствием для возможности учета имеющегося классного чина прокурорского работника (специального звания сотрудника Следственного комитета) при присвоении воинских званий при определении их на военную службу.

Настоящим Федеральным законом органы прокуратуры и СК России включены в число органов, служба в которых и, соответственно, имеющееся специальное звание (классный чин прокурорского работника) учитываются при присвоении воинских званий в порядке, определенном Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237.

 

Внесены изменения в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

Федеральным законом № 355-ФЗ от 27.11 2017. внесены изменения в Федеральный закон от 2 мая 2006 года 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

С 8 декабря 2017 года ответ на электронное обращение, уведомление о переадресации обращения, направляется только по адресу электронной почты.

Ранее, в соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», направлять ответ на электронное обращение можно было как по электронной почте, так и по почтовому адресу.

Кроме того, государственный орган или орган местного самоуправления, получивший обращение с предложением, заявлением или жалобой, затрагивающее интересы неопределенного круга лиц, вправе разместить ответ на своем официальном сайте. В частности, на обжалование судебного решения, вынесенного в отношении неопределенного круга лиц, в том числе с разъяснением порядка его обжалования.

Поступившее в государственный орган письменное обращение с вопросом, ответ на который уже был размещен на его официальном сайте, заявителю направляется ответ с указанием электронного адреса, по которому можно будет ознакомиться с ответом.

Помимо этого законом вводится правило, согласно которому если текст письменного обращения не позволяет определить его суть, то ответ на такое обращение не дается, и оно не направляется на рассмотрение в госорган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Об этом решении в течение 7 дней со дня регистрации обращения будет сообщено заявителю.

 

Неотвратимость ответственности депутатов за нарушение антикоррупционного законодательства

Федеральным законом «О противодействии коррупции»  (ч. 4 ст. 12.1) установлена обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, (депутатов) предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, своих супругов (супруг) и несовершеннолетних детей.

При этом до внесения изменений в указанную норму Федеральным законом от 03.11.2015 № 303-ФЗ такая обязанность распространялась только на депутатов, замещающих должность на  постоянной  основе. Теперь данная обязанность возложена на всех депутатов без исключения.

В соответствии с положениями ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные депутатами, размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.

Проверка достоверности полноты представленных депутатами сведений проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

При выявлении в результате проверки фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены  законодательством о противодействии коррупции высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Наряду с ведомственным контролем за соблюдением депутатами возложенных на них обязанностей в целях противодействия коррупционным проявлениям, органами прокуратуры области на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением указанного законодательства.

 

Роль прокуратуры в обеспечении неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения

Своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий является важнейшей задачей надзорной деятельности органов прокуратуры.

Одним из правовых средств противодействия коррупции является установление для государственных и муниципальных служащих ряда ограничений в реализации их общегражданских прав, в том числе права на труд после увольнения с государственной либо муниципальной службы.

Данный вопрос урегулирован ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон  № 273-ФЗ), а также Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

Механизм реализации поставленной законодателем антикоррупционной цели обеспечен двумя основными элементами защиты, а именно:

1) на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, возложена обязанность получать согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов перед заключением трудового (гражданско-правового) договора под угрозой прекращения заключенного соглашения;

2) на организацию возложена обязанность уведомлять представителя нанимателя о приеме на работу гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, под угрозой привлечения к административной ответственности.

Статьей 19.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.

При этом санкция ст. 19.29 КоАП устанавливает значительные суммы штрафа за несоблюдение требований федеральных законов, направленных на противодействие коррупции: на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. рублей; на должностных лиц - от 20 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц - от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

В силу положений ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена указанной статьей, рассматривают судьи судов общей юрисдикции (мировые судьи).

Для данного вида административного правонарушения законодателем предусмотрен специальный срок давности равный 6 годам.

Субъектом данного административного правонарушения выступает не любое должностное лицо, а лишь то на которое в силу закона возложена обязанность по соблюдению требований, установленных ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ.

В силу статьи 20 Трудового кодекса РФ работодатель – физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

Возбуждение административного производства по ст. 19.29 КоАП РФ в отношении бухгалтера, библиотекаря, сотрудника отдела кадров или иного лица организации не правомерно.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, заключается в противоправном бездействии, выразившемся в не уведомлении представителя нанимателя (работодателя) по прежнему месту службы принимаемого на работу бывшего государственного или муниципального служащего.

При этом представитель нанимателя (работодатель) не подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 КоАП  РФ в следующих случаях:

- если стоимость услуг по гражданско-правовому договору, заключенному с бывшим государственным (муниципальным) служащим составила менее ста тысяч рублей в месяц;

- если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе либо государственном (муниципальном) казенном учреждении;

- если у работодателя на момент трудоустройства бывшего государственного (муниципального) служащего отсутствовали сведения о замещении гражданином должности государственной (муниципальной) службы (пример: трудовая книжка не предъявлялась в виду утраты и т.д.).

 

В закон о защите прав потребителей внесены изменения по национальной платежной системе

Федеральным законом от 01.05.2017 № 88-ФЗ, вступившим в законную силу 1 октября 2017 года, внесены изменения в статью 16.1 закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Согласно изменениям, продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на продавца (исполнителя), у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает сорок миллионов рублей.

Если место оплаты товаров (работ, услуг) находится в месте, где не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи и (или) средствам коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», продавец (исполнитель) освобождается от обязанности обеспечить в этом месте возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов.

Продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором составляет менее пяти миллионов рублей за предшествующий календарный год.

 

Правила подачи заявления о выплате материнского капитала

Приказом Минтруда России от 02.08.2017 №606н утверждены Правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и перечня документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала.

Подать заявление имеют право лица, получившие государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, лично либо через представителя.

К заявлению должны быть приложены документы, необходимые для реализации права распоряжения средствами материнского капитала. К ним относятся: разрешение органа опеки и попечительства о расходовании средств материнского капитала по выбранным направлениям - в случае подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала опекунами (попечителями) или приемными родителями несовершеннолетнего ребенка (детей); документы, подтверждающие приобретение несовершеннолетним ребенком (детьми) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия (свидетельство о браке, решение органа опеки и попечительства или решение суда об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным), - в случае подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала несовершеннолетним ребенком (детьми) и др.

В случае, если заявителем является ребенок, заявление может быть подано усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка с предварительного разрешения органа опеки и попечительства в любое время по истечении 3 лет со дня рождения ребенка или самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

Заявление может быть подано в любое время независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, в случае использования средств материнского капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашения основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, а также на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

Заявление подается с предъявлением следующих документов:

а) документы, удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) заявителя;

б) документы, удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) и полномочия представителя заявителя, - в случае подачи заявления через представителя заявителя.

Заявление подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) либо фактического проживания заявителя.

Заявители, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства (пребывания) на территории Российской Федерации, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Заявители, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства (пребывания) в пределах территории Российской Федерации, вместе с заявлением представляют заявление о месте своего фактического проживания на территории Российской Федерации.

Заявление может быть направлено посредством почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.

Заявление в форме электронного документа может быть направлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации посредством Единого портала или "Личного кабинета застрахованного лица".

Достоверность представленных сведений, указанных в заявлении, а также информированность заявителя об ответственности за достоверность представленных сведений подтверждаются подписью заявителя.

В течение 5 рабочих дней после приема и регистрации заявления территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации запрашивает в соответствующих органах сведения:

а) о лишении родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки;

б) о совершении в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности;

в) об отмене усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки;

г) об ограничении в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки;

д) об отобрании ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.

Уведомление заявителя об аннулировании заявления и возврат (по его желанию) представленных вместе с заявлением документов осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в 5-дневный срок с даты поступления заявления об аннулировании в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта и даты отправления уведомления и документов.

Приказ вступил в силу 4 декабря 2017 года.

 

Внесены изменения в Семейный кодекс РФ и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в части совершенствования процедуры взыскания алиментов

15 ноября 2017 года подписан Федеральный закон «О внесении изменений в статью 117 Семейного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в части совершенствования процедуры взыскания алиментов».

Федеральным законом в целях обеспечения своевременной индексации и выплаты алиментов в Семейный кодекс Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми на организации и лиц, выплачивающих должнику периодические платежи, возлагается обязанность по индексации алиментов, взыскиваемых в твёрдой денежной сумме, не только в случаях получения исполнительного документа от взыскателя, но и в случаях получения такого документа или его копии от судебного пристава-исполнителя. Аналогичные изменения вносятся в статью 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Кроме того, в часть 6 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» внесены изменения, в соответствии с которыми новым основанием для возбуждения исполнительного производства является вынесенное судебным приставом-исполнителем постановление о расчёте и взыскании задолженности по алиментам в случае прекращения исполнительного производства по достижении ребёнком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия. Корреспондирующие изменения вносятся в часть 2 статьи 43 и в часть 2 статьи 44 названного Федерального закона.

 

Рассмотрение судами уголовных дел, расследованных в сокращённой форме дознания

В силу ч. 1 ст. 226.9 УПК РФ по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, судебное производство осуществляется в порядке, установленном ст.ст. 316, 317 УПК РФ, то есть с применением порядка, аналогичному особому порядку судебного разбирательства.

В соответствии с ч. 5 ст. 316 УПК РФ судья не проводит в общем порядке исследование и оценку доказательств, собранных по уголовному делу, однако, могут быть исследованы обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, и обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

В соответствии с ч. 3 ст. 226.9 УПК РФ по ходатайству стороны защиты судья вправе приобщить к уголовному делу и учесть при определении меры наказания надлежащим образом оформленные документы, содержащие дополнительные данные о личности подсудимого, в том числе о наличии у него иждивенцев, а также иные данные, которые могут быть учтены в качестве обстоятельств, смягчающих наказание.

Таким образом, законодатель исключил необходимость исследования судами собранных в ходе проведённого расследования по уголовному делу доказательств, равно как и необходимость проведения анализа данных доказательств.

 

Обстоятельства, исключающие участие в производстве по уголовному делу

Уголовное судопроизводство направлено на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Для достижения указанных целей уголовного судопроизводства существуют принципы уголовного судопроизводства, которые закреплены в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.

Одним из них является принцип свободы оценки доказательств, согласно которому судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью.

В этой связи, судья, прокурор, следователь, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель не могут участвовать в производстве по уголовному делу, если кто-либо из них является потерпевшими, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу; участвовал в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика, а судья также - в качестве дознавателя, следователя, прокурора в производстве по данному уголовному делу; является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу.

Они также не могут участвовать в производстве по уголовному делу в случаях, если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что они лично, прямо или косвенно, заинтересованы в исходе данного уголовного дела.

При наличии оснований для отвода заинтересованное лицо обязано устраниться от участия в производстве по уголовному делу.

В случае, если заинтересованное лицо не устранилось от участия в производстве по уголовному делу, отвод ему может быть заявлен подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, защитником, а также государственным обвинителем, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями.

При этом, любое обстоятельство, исключающее участие в уголовном судопроизводстве должностных лиц, о которых ведется речь, должно быть установлено достоверно, оно не может основываться на предположениях, догадках, слухах и сплетнях.

 

Ответственность организации за дачу водителем юридического лица взятки инспектору ДПС

Постановлением Верховного суда Российской Федерации от 04.10.2017 № 29-АД17-5 признано законным привлечение юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, то есть незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Как указано в решении Верховного Суда Российской Федерации, рассмотревшего жалобу организации, на привлечение её к ответственности по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ, водитель пытался дать взятку инспектору ДПС за несоставление протоколов по административным правонарушениям, выявленным при перевозке опасных грузов: автомобиль не был оснащен тахографом (ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ) и мигающими оранжевыми фонарями (ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ), за дачу взятки водитель привлечен к уголовной ответственности по ст. 291 УК РФ.

Одновременно с этим, в связи с тем, что перевозимый им груз принадлежал организации, перевозился по ее заданию, водитель пытался подкупить инспектора ДПС в интересах своего работодателя мировой судья признал юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ, и назначил минимальный штраф предусмотренный санкцией статьи в размере  1 млн. руб.

Верховный Суд Российской Федерации указал, что вина организации подтверждается следующим:

обстоятельствами дела, в том числе показаниями водителя, отраженными в обвинительном заключении, в связи с тем, что КоАП РФ не содержит запрета на использование в качестве доказательств по делу об административном правонарушении документов, полученных в ходе производства по уголовному делу;

водитель юридического лица давал взятку в интересах своего работодателя, что доказывается ее размером – 9 300 руб., так как максимальные штрафы, которые грозили водителю лично, составляют 1500 руб. по ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ и 3000 руб. по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ, то есть указанные штрафы меньше суммы взятки.

Таким образом, дача взятки работником юридического лица может являться основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ.

 

Усилена ответственность за обеспечение порядка на борту воздушного судна

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» который принят Государственной Думой 17 ноября 2017 года и одобрен Советом Федерации 29 ноября 2017 года.

Федеральным законом статья 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется частью 6, в соответствии с которой по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 11.17 названного Кодекса («Невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна»), копия постановления о назначении административного наказания направляется перевозчику, на борту воздушного судна которого совершено соответствующее административное правонарушение.

 

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, касающиеся нарушений законодательства о лотереях

Подписан Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 14.27 и 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», который принят Государственной Думой 24 ноября 2017 года и одобрен Советом Федерации 29 ноября 2017 года.

Федеральным законом уточняется объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Нарушение законодательства о лотереях»).

В частности, устанавливается административная ответственность за проведение лотереи без заключения контракта с организатором лотереи на её проведение либо после истечения установленного срока проведения лотереи, распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций или электронных лотерейных билетов либо приём лотерейных ставок среди участников лотереи без заключения договора в соответствии с законодательством о лотереях.

Санкция указанной нормы дополняется конфискацией орудий совершения административного правонарушения, включая лотерейное оборудование, лотерейные терминалы.

Также устанавливается, что конфискованное игровое оборудование, которое использовалось при незаконных организации или проведении азартных игр, а также орудия совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Внесены изменения в статью 12.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Федеральным законом от 30.10.2017 № 301-ФЗ внесены изменения в статью 12.18 КоАП РФ, которые вступили в законную силу с 10 ноября текущего года.

Так, увеличен размер штрафа за невыполнение требования уступить дорогу пешеходам с 1500 рублей до 2500 рублей.

Обязанность водителей уступать дорогу пешеходам возникает из требований следующих пунктов правил дорожного движения:

- при выезде и заезде на прилегающую территорию (п. 8.3. ПДД РФ При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает):

- при поворотах на перекрестках (п. 13.1. ПДД РФ При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает);

- при начале движения на зеленый сигнал светофора на перекрестке (п.13.8. ПДД РФ При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления);

- на регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах (п. 14.3. ПДД РФ На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления; п. 14.1. ПДД РФ Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода);

- при посадке или высадке на проезжую часть (п. 14.6. ПДД РФ Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней).

- в жилых зонах и во дворах (п. 17.1 ПДД РФ В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств); п. 14.5. ПДД РФ Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью).

 

В закон об ипотеке внесены изменения, направленные на регулирование выпуска и обращения электронных закладных

Подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 16 ноября 2017 года и одобрен Советом Федерации 22 ноября 2017 года.

Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», направленные на регулирование выпуска и обращения электронных закладных.

В соответствии с Федеральным законом закладная является именной документарной ценной бумагой (документарная закладная) или бездокументарной ценной бумагой, права по которой закрепляются в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, который хранится в депозитарии, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (электронная закладная).

Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» дополняется новыми положениями, касающимися изменения условий документарной закладной, её обездвижения, хранения электронной закладной, выдачи электронной закладной, внесения в неё изменений и передачи на хранение в другой депозитарий. Уточняются требования к закладным и положения, касающиеся регистрационной записи об ипотеке, обеспечения сохранности заложенного имущества, передачи прав на закладную, залога закладной и обращения взыскания на заложенное имущество.

Учёт и переход прав на обездвиженную документарную закладную и электронную закладную, а также взаимодействие между депозитариями осуществляются по правилам, установленным для бездокументарных ценных бумаг законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом. Информационное взаимодействие органа регистрации прав и депозитария, осуществляющего хранение электронной закладной или обездвиженной документарной закладной, осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Предусматривается возможность заполнения формы электронной закладной на едином портале государственных и муниципальных услуг, или на официальном сайте органа регистрации прав в сети «Интернет», или с использованием иных информационных технологий взаимодействия с органами регистрации, а также возможность подачи заявления о выдаче электронной закладной и направления электронной закладной нотариусом.

Кроме того, устанавливаются особенности выдачи электронной закладной с использованием систем дистанционного банковского обслуживания. Возможность выдачи электронной закладной с использованием названных систем и представления документов в орган регистрации прав кредитной организацией, являющейся залогодержателем, должна быть предусмотрена договором об ипотеке или договором, обязательство по которому обеспечено ипотекой в силу закона.

Электронная закладная считается выданной её первоначальному владельцу с момента внесения депозитарием, осуществляющим учёт и переход прав на неё, записи по счёту депо такого владельца или иного лица, осуществляющего права по электронной закладной.

Предусматривается возможность выдачи в установленном порядке электронной закладной взамен документарной закладной, которая должна быть представлена в орган регистрации прав до подачи заявления о выдаче электронной закладной. Выдача документарной закладной взамен электронной закладной не допускается. Помимо прочего, устанавливается, что орган регистрации прав предоставляет по запросу информацию о депозитарии, который осуществляет хранение электронной закладной.

При погашении регистрационной записи об ипотеке обращение с заявлением об аннулировании электронной закладной не требуется.

Федеральным законом вносятся корреспондирующие изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», а положения Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» приводятся в соответствие с новой редакцией норм Гражданского кодекса Российской Федерации о залоге. Кроме того, вносятся отдельные изменения в федеральные законы «О рынке ценных бумаг» и «О несостоятельности (банкротстве)».

 

В Российской Федерации введены новые механизмы защиты прав граждан – участников долевого строительства

Публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» начала свою деятельность с момента вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ.

Целью принятия закона явилось создание стабильных правоотношений в сфере долевого строительства, гарантирующих надлежащее исполнение застройщиком обязательств по договору долевого участия в строительстве многоквартирных домов (далее – ДДУ).

Данным законом, в частности, определяются цели и задачи, функции и полномочия Фонда, порядок его формирования и возмещения средств.

С 30.07.2017 застройщик обязан вносить отчисления (взносы), определяемые из количества заключенных договоров долевого строительства многоквартирных домов, тем самым формируя компенсационный Фонд.

Размер обязательных отчислений (взносов) застройщиков в компенсационный фонд составляет 1,2 процента от согласованной сторонами цены каждого договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения.

Застройщик обязан перечислись соответствующие взносы на номинальный счет компенсационного Фонда не менее чем за 3 дня до регистрации договоров долевого участия. Таким образом, законом определена дополнительная обязанность застройщика, влияющая на последующую процедуру государственной регистрации ДДУ (ч. 3 ст. 48 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

При этом законом защищены и права самого застройщика, который имеет право вернуть денежные средства, переведенные на счет Фонда в случаях отказа в государственной регистрации ДДУ, отказа сторон от совершения сделки, а также в случае излишнего перечисления сумм.

Денежные средства из указанного Фонда могут компенсироваться гражданам в случае банкротства застройщика, а также использоваться для завершения строительства объектов незавершенного строительства.

Выплата возмещения участникам долевого строительства возможна только в случае признания арбитражным судом застройщика банкротом и введения конкурсного производства, а также уплаты застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд по ДДУ.

Размер возмещения гражданину определяется в размере уплаченной цены договора, но не более предельной суммы возмещения.

 

Муниципальный жилищный контроль может осуществляться в отношении управляющих компаний, имеющих лицензию на управление многоквартирным домом

В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений в сфере жилищных правоотношений законодателем предусмотрено осуществление несколько видов контроля и надзора.

В частности, статья 20 Жилищного кодекса РФ предусматривает государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль.

Частью 7 названной статьи установлен запрет на осуществление государственного жилищного надзора в отношении управляющих компаний, имеющих лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, поскольку в отношении таких субъектов осуществляется лицензионный контроль.

Следует помнить, что государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль являются самостоятельными видами деятельности.

Прямой запрет на муниципальный жилищный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии, законодателем не установлен. В этой связи органам муниципального жилищного контроля предоставлены достаточные полномочия для его осуществления, а их обоснованные и мотивированные предписания являются обязательными для исполнения.

Именно на это указывает Верховный Суд РФ в своем определении от 29.09.2017 № 303-КГ17-13604, тем самым не допуская злоупотребления правом со стороны управляющих компаний, необоснованно отказывающихся исполнять предписания, выданные органом муниципального жилищного надзора.

 

Порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №49 от 30.11.2017 разъяснен порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

Верховный суд указал, что вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению независимо от возмещения вреда здоровью граждан или имуществу физических и юридических лиц, вызванного негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и (или) иной деятельности. Равным образом возмещение вреда окружающей среде не является основанием для освобождения лица от ответственности за причинение вреда здоровью граждан или имуществу физических и юридических лиц в результате негативного воздействия на окружающую среду в связи с осуществлением им хозяйственной и (или) иной деятельности и нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Например, лицо, применяющее в сельском хозяйстве токсичные химические вещества, не подвергающиеся распаду в окружающей среде, может быть обязано как возместить вред, причиненный окружающей среде, так и убытки, возникшие у конкретных собственников (пользователей) земельных (лесных) участков (в частности, вследствие гибели принадлежащих этим лицам урожая, животных и др.).

Лицо привлекается к имущественной ответственности в случае причинения им вреда, выражающегося в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях.

Следует отметить, что непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

Общий срок исковой давности по делам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, составляет двадцать лет. Однако, срок исковой давности по требованиям о возмещении вреда, причиненного радиационным воздействием на окружающую среду, составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

С исковыми заявлениями могут обращаться в суды уполномоченные органы государственной власти и субъектов РФ (Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Департамент лесного хозяйства, Министерство природных ресурсов и экологии, др. органы), прокуроры, органы местного самоуправления, а также граждане и общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.

Лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно. О совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения. Например, к солидарной ответственности могут быть привлечены заказчик, поручивший выполнение работ, которые причиняют вред окружающей среде, и подрядчик, фактически их выполнивший. Заказчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что подрядчик при выполнении работ вышел за пределы данного ему заказчиком задания.

Верховный суд РФ разъяснил, что, рассматривая споры об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой. При этом следует принимать во внимание не только факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций (например, применительно к деятельности градообразующих предприятий, теплоэлектроцентралей, очистных сооружений), но и соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения.

Суд вправе отказать в иске об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Вместе с тем, наличие у ответчика разрешительной документации на осуществление деятельности, создающей опасность причинения вреда, или положительного заключения экологической экспертизы само по себе не является основанием для отказа в иске.

 

Ответственность за выброс мусора в неположенном месте

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

По статье 8.2 КоАП РФ к административной ответственности может быть привлечено и лицо, выбросившее мусор в неположенном месте.

Законодателем за совершение такого характера административного правонарушения предусмотрено наказание в виде штрафа для граждан в размере от 1 до 2 тысяч рублей, для должностных лиц - от 10 до 30 тысяч рублей. Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может последовать наказание от 30 до 50 тысяч рублей.

Для юридических лиц сумма штрафа может составить от 100 до 250 тысяч рублей. Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц может последовать также ответственность в  виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

 

Верховный Суд РФ разъяснил судебную практику по делам о мошенничестве

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №48 от 30.11.2017 « О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» даны новые разъяснения, в том числе в связи с включением в Уголовный кодекс РФ новых статей, предусматривающих ответственность за мошенничество в сфере кредитования, при получении выплат, мошенничество с использованием платежных карт, в сфере страхования и компьютерной информации.

Верховным судом РФ разъяснено следующее:

- в случаях, когда лицо получает чужое имущество или приобретает право на него, не намереваясь при этом исполнять обязательства, связанные с условиями передачи ему указанного имущества или права, в результате чего потерпевшему причиняется материальный ущерб, содеянное следует квалифицировать как мошенничество, если умысел, направленный на хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество, возник у лица до получения чужого имущества или права на него;

- если в результате мошенничества гражданин лишился права на жилое помещение, то действия виновного надлежит квалифицировать по части 4 статьи 159 УК РФ независимо от того, являлось ли данное жилое помещение у потерпевшего единственным и/или использовалось ли оно потерпевшим для собственного проживания;

- мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, признается уголовно наказуемым, если это деяние повлекло причинение ущерба индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации в размере 10 тыс. рублей и более;

- обман при совершении мошенничества в сфере кредитования заключается в представлении кредитору заведомо ложных или недостоверных сведений об обстоятельствах, наличие которых предусмотрено кредитором в качестве условия для предоставления кредита (например, сведения о месте работы, доходах, финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, наличии непогашенной кредиторской задолженности, об имуществе, являющемся предметом залога);

- вмешательством в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации или информационно-телекоммуникационных сетей признается целенаправленное воздействие программных или программно-аппаратных средств на серверы, средства вычислительной техники (компьютеры), в том числе переносные (портативные) - ноутбуки, планшетные компьютеры, смартфоны, снабженные соответствующим программным обеспечением, или на информационно-телекоммуникационные сети, которое нарушает установленный процесс обработки, хранения, передачи компьютерной информации, что позволяет виновному или иному лицу незаконно завладеть чужим имуществом или приобрести право на него.

 

С 01.01.2018 вступают в силу изменения в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства

Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1080 внесены изменения в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Так, п. 8 Положения, предусматривающий проведение плановых и внеплановых проверок, дополнен требованиями к проведению плановых проверок.

Теперь при проведении плановых проверок всех работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, государственные инспекторы труда будут использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов). В проверочные листы (списки контрольных вопросов) включаются перечни вопросов, затрагивающих наиболее значимые обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предъявляемые к работодателю - юридическому лицу и работодателю - физическому лицу, зарегистрированному в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Предмет плановой проверки всех работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Указанные требования при проведении проверок будут применяться с 01.01.2018 в отношении работодателей, относящихся к категории умеренного риска, а с 01.07.2018 - при проведении плановых проверок всех работодателей.

При этом согласно п. 13 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 по запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя федеральная инспекция труда предоставляет ему информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении его деятельности к определенной категории риска.

О государственном контроле в сфере обеспечения доступности рабочих мест и условий труда для инвалидов

Правительством Российской Федерации принято постановление от 22 ноября 2017 года №1409, согласно которому в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, внесены изменения, которыми установлено полномочие Роструда по надзору за обеспечением работодателями доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий их труда.

Федеральным законом от 7 июня 2017 года №116-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которыми, в частности, на федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение государственного контроля в соответствующих сферах, возлагаются функции по государственному контролю за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

Подписанным постановлением внесены изменения в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утверждено постановлением Правительства от 1 сентября 2012 года №875), которыми установлено полномочие Роструда по надзору за обеспечением работодателями доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий их труда.

 

Внесены изменения в закон об общих принципах организации местного самоуправления в России

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 251и 56 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который  принят Государственной Думой 22 ноября 2017 года и одобрен Советом Федерации 29 ноября 2017 года.

Федеральным законом устанавливается возможность введения и использования средств самообложения граждан на территории населённого пункта, входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района.

Предусматривается, что решение по данному вопросу будет приниматься на сходе граждан.

Таким образом, Федеральный закон позволит решать проблемы конкретного населённого пункта, не затрагивающие территорию всего муниципального образования, в составе которого он находится.

 

Внесены изменения в закон о местном самоуправлении и в кодекс об административном судопроизводстве

Федеральный закон «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации», принятый Государственной Думой 22 ноября 2017 года и одобрен Советом Федерации 29 ноября 2017 года, направлен на уточнение процедуры избрания главы муниципального образования в случае досрочного прекращения полномочий на основании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования.

В частности, устанавливается, что если глава муниципального образования, полномочия которого прекращены досрочно, обжалует в судебном порядке правовой акт об отрешении его от должности, избрание нового главы муниципального образования не допускается до вступления решения суда в законную силу.

Федеральным законом также предусматривается сокращение до 10 дней срока подачи административного искового заявления, апелляционной жалобы, представления на решение суда по административному делу об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования и срока рассмотрения таких административных дел.

 

Что такое ТОС и кто им руководит?

Правовое положение территориального общественного самоуправления (ТОС)  в силу ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регламентировано указанным Федеральным законом, уставом муниципального образования, муниципальными нормативными правовыми актами.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Органы территориального общественного самоуправления:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

 

Доходы, не подлежащие налогообложению

Статьей 217 Налогового кодекса РФ установлены доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

К там видам доходов физических лиц относятся государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам; пенсии по государственному пенсионному обеспечению; все виды компенсационных выплат; выплаты, производимые добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг; вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь; алименты, получаемые налогоплательщиками; суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации; стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского профессионального образования и т.д.

Федеральным законом Российской Федерации «О внесении изменения  в статью 217 части второй Налогового кодекса РФ» № 304-РФ от 30.10.2017 в абзац пятый пункта 8 статьи 217 части второй Налогового кодекса РФ внесены изменения, в соответствии с которыми данный пункт изложен в новой редакции.

Согласно принятых изменений не подлежат налогообложению суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам из числа граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к категории граждан, имеющих право на получение социальной помощи, в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов.

Действие указанных положений статьи 217 Налогового кодекса РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

 

О едином налоговом уведомлении для физических лиц

В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам. Формирование налогового уведомления производится в зависимости от наличия у физического лица объектов налогообложения по одному налогу или нескольким налогам, подлежащим уплате. Форма налогового уведомления, утверждена приказом ФНС России. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

Физические лица ежегодно получают единое налоговое уведомление об оплате имущественных налогов (транспортного, земельного и т.д.), для которых утвержден единый срок уплаты - 1 декабря года, следующего за налоговым периодом.

Налог на доходы физических лиц граждане сами не платят, за них это делает налоговый агент — в частности, работодатель, удерживая сумму налога из полученного налогоплательщиком дохода. В случае если налоговый агент не исполнил свою обязанность, работник - налогоплательщик обязан был самостоятельно заполнить декларацию и уплатить налог.

Теперь физическое лицо будет получать единое уведомление, в которое должен быть включен в том числе и неуплаченный по какой-либо причине НДФЛ. Таким образом, работнику достаточно дождаться единого уведомления и уплатить все предусмотренные законом налоги, а не подавать декларацию. Единое уведомление нового образца, а также документы на уплату будут направляться налогоплательщикам не позднее 30 дней до наступления срока платежа. Нормы вступили в действие 1 апреля 2017 года.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

16